«Как Волхвы, поднимем головы, послушаем желание сердца своего, последуем за звездою, которую Бог зажигает над нами. Подобно неутомимым искателям, будем постоянно открыты для Божьих неожиданностей. Давайте желать, искать, обогащать», — сказал Франциск в своей проповеди во время Святой Мессы в базилике св. Петра на праздник Богоявления.
Текст папской проповеди: Волхвы идут в Вифлеем. Их паломничество также говорит с нами, призванными следовать за Иисусом, потому что Он – полярная звезда, освещающая небосвод жизни и направляющая наши шаги к истинной радости. Но откуда взялось паломничество Волхвов к Иисусу? Что побудило этих жителей Востока отправиться в путешествие?
У них были отличные аргументы, чтобы не отправляться в путь. Они были мудрецами и астрологами, имели славу и богатство. Добившись такой культурной, социальной и экономической безопасности, они могли довольствоваться тем, что знали и имели, могли спать спокойно. Между тем они позволяют потревожить себя вопросом и знаком: «Где новорождённый? Ибо мы видели звезду Его…» (Мф 2:2). Их сердце не отпускает оцепенения в пучину апатии, но жаждет света; оно не томится от лени, но горит жаждой новых перспектив. Их взгляд направлен не на землю, а направлен в небо. По выражению Бенедикта XVI, это были «люди беспокойного сердца» […], ожидающие люди, которых не устраивали их определенные доходы и, вероятно, значительное общественное положение […]. Они были богоискателями» (Проповедь, 6 января 2013 г.).
Откуда берется эта благотворная тревога, которая привела их в паломничество? Это происходит от желания. Это их внутренний секрет: способность желать. Давайте обдумаем это. Желать значит поддерживать огонь внутри себя, и это побуждает нас искать за пределами непосредственного, за пределами видимого. Желание — это принятие жизни как тайны, которая превосходит нас, как вечно открытой пропасти, которая приглашает нас заглянуть за ее пределы, потому что жизнь не «только здесь», но и «где-то еще». Это как чистый холст, который нужно раскрасить. Великий художник Ван Гог писал, что «необходимость Божьего побудила его выйти ночью, чтобы нарисовать звезды» (ср. Письмо к Тео, 9 мая 1889 г.). Ибо такими нас создал Бог: наполненными желанием, обращенными, как Волхвы, к звездам. Можно без преувеличения сказать, что мы такие, какие хотим. Потому что именно желания расширяют наш взор и выталкивают жизнь за пределы: за барьеры привычек, за пределы банальной жизни потребления, за пределы повторяющейся и утомленной веры, за пределы страха рисковать, заниматься другими людьми и во благо. «Вся жизнь доброго христианина, — говорил св. Августин — есть святое томление» (Рассуждения на Первое послание св. Иоанна, IV, 6, ПСП, т. XV, часть вторая, Варшава, 1977, с. 425).
Братья и сестры, как и в случае с Волхвами, и для нас: путь жизни и путь веры требуют желания, внутренней энергии. Иногда мы живем в духе «парковки», мы живем на стоянке, без энергии желания, которая заставляла бы нас двигаться вперед. Стоит спросить себя: где мы находимся на пути веры? Не застряли ли мы слишком долго в условной, внешней, формальной религии, которая больше не зажигает сердца и не преображает жизни? Вызывают ли наши слова и действия в сердцах людей желание идти к Богу, или это «мертвый язык», говорящий только о себе и сам с собой? Грустно, когда община верующих уже не желает и утомленно тянется к хозяйству, вместо того, чтобы быть очарованной Иисусом, бурлящей и тревожной радостью Евангелия. Грустно, когда священик закрыл дверь желания; грустно впадать в клерикальный функционализм, очень грустно.
Кризис веры в нашей жизни и в нашем обществе также связан с прекращением Божьей желания. Это связано со спячкой духа, с привычкой довольствоваться жизнью в одночасье, не спрашивая себя, чего хочет от нас Бог. Мы стали слишком сосредоточены на картах земли и забыли смотреть на Небеса. Мы полны многих вещей, но мы скучаем по тому, чего не хватает – тоска Бога. Мы сосредоточились на своих потребностях, на том, что нам есть и во что одеваться (ср. Мф 6:25), позволяя испариться желанию чего-то большего. И мы находимся в состоянии анорексии в сообществах, которые имеют все и часто ничего не чувствуют в своем сердце. Закрытые лица, закрытые общины, закрытые епископы, закрытые священники, закрытые посвященные лица. Потому что отсутствие желания ведет к печали, к равнодушию. Грустные общины, печальные священники, печальные епископы.
Но прежде всего давайте взглянем на себя и спросим себя: каков путь моей веры? Это вопрос, который каждый из нас может задать себе сегодня. Каков путь моей веры? Он стоит или движется? Вера, чтобы выйти и снова отправиться в путь, должна быть стимулирована желанием участвовать в приключении живых и оживляющих отношений с Богом. Но живо ли еще мое сердце Божьим желанием? Или я позволяю привычкам и разочарованиям погасить их? Сегодня, братья и сестры, настал день, чтобы задать себе эти вопросы. Сегодня тот день, когда можно вернуться к утолению жажды. Как это сделать? Пойдем в «школу желаний», пойдем к Волхвам. Они научат нас, в своей школе желаний. Давайте посмотрим на шаги, которые они предпринимают, и извлечем из них уроки.
Во-первых, они отправляются в путь, когда восходит звезда. Они учат нас тому, что мы должны каждый день начинать сначала, и в жизни, и в вере, потому что вера — это не доспехи, которые нас сковывают, а увлекательное путешествие, постоянное и беспокойное движение, всегда в поисках Бога.
Более того, спрашивают Волхвы в Иерусалиме: они спрашивают, где Младенец. Они учат нас, что нужно задавать вопросы, внимательно слушать вопросы сердца и совести, потому что так часто говорит Бог, который обращается к нам больше с вопросами, чем с ответами. И мы должны хорошо усвоить это: Бог говорит с нами больше вопросами, чем ответами. Но позволим себе также беспокоить себя вопросами детей, сомнениями, надеждами и желаниями людей нашего времени. Путь в том, чтобы позволить себе спросить.
Далее Волхвы бросают вызов Ироду. Они учат нас, что нам нужна мужественная вера, которая не боится бросить вызов темной логике власти и которая становится семенем справедливости и братства в обществе, в котором даже сегодня многие Ироды сеют смерть и вырезают бедных и невинных, с безразличием ко многим.
Наконец, Волхвы возвращаются «путем иным» (Мф 2, 12): они провоцируют нас на новые пути. Это творчество Святого Духа, который всегда творит новое. Это также в данный момент одна из задач Синода, которую мы берем на себя: идти вместе, слушая, как Святой Дух говорит нам о новой дороге, пути донесения Евангелия до сердец тех, кто безразличен, кто далек от нас, кто потерял надежду, но ищет то, что нашли Волхвы: «великую радость» (ср. Мф 2, 10). Давайте идти дальше, вперед.
В конце пути Волхвов, однако, наступает поворотный момент: достигнув места назначения, они «приклонили свои лица свои, и поклонились Младенцу» (ср. ст. 11). Они желают. Вспомним это: путь веры возбуждается и совершается только в присутствии Бога. Только когда мы вновь обретем вкус обожания, наше желание возобновится. Желание ведет вас к обожанию, а обожание позволяет возобновить ваше желание. Потому что желание Бога только растет в присутствии Бога. Потому что только Иисус исцеляет желания. От чего? Он лечит диктатуру потребностей. Сердце заболевает, когда желания совпадают с потребностями. С другой стороны, Бог возвышает наши желания и очищает их, исцеляет их, исцеляет нас от эгоизма и открывает нас для любви к Нему и нашим братьям. Поэтому не будем забывать о адорации, о молитве адорации, которая у нас не очень распространена: адорация в тишине. Поэтому не будем забывать о адорации.
Проходя этот путь каждый день, мы будем уверены, как Волхвы, что даже в самые темные ночи сияет звезда. Это звезда Господа, которая приходит позаботиться о нашем хрупком человечестве. Пойдем к Нему. Не позволим апатии и покорности заманить нас в ловушку печали банальной жизни. Получим неугомонность Духа, неугомонность сердец. Мир ожидает от верующих нового импульса к небу. Как Волхвы, поднимем головы, послушаем желания сердца своего, последуем за звездою, которую Бог зажигает над нами. И, подобно неутомимым искателям, будем постоянно открыты для Божьих неожидонностей. Братья и сестры, давайте желать, искать, обогащать.
Niedziela.pl