Иоанн Павел II предпринимал шаги для этого уже давно. Путешествия были естественным поводом для признания. Он сделал это в Оломоуце, Моравия, в 1995 году: Сегодня я, Папа Римского костела, от имени всех католиков прошу прощения за любую боль, причиненную некатоликам». Он повторил свою просьбу примерно сто раз подобными словами.
По этой причине его критиковали костельные люди и даже некоторые кардиналы. Более того, опасения выражали многие католики, сбитые с толку точкой зрения (явно ошибочной, но понятной с их точки зрения), что история Костела состоит только из непрерывной череды вины и грехов.
Прежде чем отправиться в это путешествие, он, должно быть, задавался вопросом: «Что Евангелие говорит нам по этому поводу? Что бы Иисус сделал в этой ситуации? Видя все глазами веры и рассматривая это как знамение Божьего провидения, он определенно принял это решение с радостью в своем сердце. Благодаря этому он не терял энтузиазма и держался на определенной дистанции от окружающей критики. Помимо всего прочего, были люди, которые его сильно поддерживали (…) Сопротивление и сомнения стали постепенно исчезать. Да и не только. Метод mea culpa, исповедание вины, оказался решающим элементом, открывшим дверь экуменическому и межрелигиозному диалогу.
В любом случае, до этого момента это была только инициатива Папы. Только он публично об этом говорил, открыто занимал позицию. До тех пор ни один епископат не смотрел критически на историю католического костела в своей стране и не делал таких заявлений, как Святой Отец.
С согласия о. кардинала Станислава Дзивиша – «Свидетельство».
ИздательствоTBA Коммуникации Маркетинговые. Варшава 2007 г.