И еще один знаменательный инцидент. Папа отправился в Словакию, в Кошице, на церемонию канонизации трех мучеников, замученных и убитых в 1619 г. во время одной из многочисленных религиозных войн. В тот же день, по пути в Прешов на встречу с греко-католической общиной, он попросил отца Роберта Туччи (тогда он был организатором папских поездок, сегодня он кардинал) провести его к памятнику в память о резне двадцати пяти кальвинистов, совершенных католиками, во время очень темного периода истории.
Святейший Отец молился перед памятником, произнося «Отче наш» с лютеранским епископом. Позже я узнал, что после отъезда Папы, епископ сказал: «Мне никогда не приходило в голову, что что-то подобное могло произойти».
Между тем положение стало ухудшаться. Англиканская церковь решила допустить женщин к священству, что привело к новому спору с католиками. Еще большие проблемы возникли с Православной Церковью. После окончания коммунистической эпохи и краха советской империи взрыв национализма также сбил со стороны церкви, особенно тех православных христиан, которые в течение многих лет подвергались угнетению и были исключены из процесса экуменизации.
Святой Отец сразу почувствовал, что ситуация может осложнить отношения с Римом. Католический Костел, благодаря своему единству, имел силу, большую силу, которой не хватало православным церквям, разделенным и разрозненным. Поэтому Папа пытался установить диалог, полный уважения, деликатности и понимания, насколько это возможно, от прозелитизма, и все же он не всегда находил понимание. Его намерения не всегда понимали.
С согласия о. Кардинал Станислав Дзивиш – «Свидетельство».
Издательский дом ТБА маркетинговые коммуникации. Варшава 2007
