Святой Яцек, презбитор

Яцек родился в Камень-Слёнски в Ополе незадолго до 1200 г. Он был сыном знатной, могущественной семьи Одровонж, родственником епископа Кракова Ивона Одровонжа и его преемника Яна Прандота, также Одровонжа. Вероятно, первое образование он получил в Кракове в соборной школе. Возможно, его учителем был бл. Викентий Кадлубек, который в то время мог носить титул канонического схоласта в Краковском капитуле (1183–1206). Затем Яцек жил со своим дядей Ивоной. После окончания соборной школы он был рукоположен в священники епископом Пелкой или бл. Викентием. В 1219 г. он уже был каноником Кракова – его назначил Ивон. Вполне вероятно, что Ивон отправил Яцека изучать богословие и каноническое право в Париж и Болонью. Сам он получил образование в Париже и Виченце, он хотел, чтобы его племянник приобрел знания и приобрел европейскую утонченность. Однако источники об этом умалчивают. В 1215 г. епископ Ивон, оставаясь канцлером князя Лешека Белого на Латеранском Соборе, встретился со св. Доминика де Гусмана. Во второй раз он встретился со св. Домиником, возможно, в Риме, когда в 1216 г. он возглавил польскую делегацию, чтобы отдать дань (послушание) новому Папе Григорию IX. Тогда он, вероятно, выразил желание, чтобы св. Доминик также отправил в Польшу своих духовных сыновей. Вероятно, он получил положительный ответ на эту просьбу прислать кандидатов из Польши. Поэтому, когда Ивон стал епископом Кракова (1218 г.), он отправился в Рим со своими канониками Яцеком и Чеславом. Ивон вернулся в Польшу, а Яцек и Чеслав остались в Риме вместе со св. Домиником.
Навициант в то время не существовал. Он появился в Ордене св. Доминика только в 1244 г. Поэтому после непродолжительного пребывания в римском монастыре св. Доминик мог бы приучить обоих кандидатов с намерением вскоре отправить их в Польшу. Непосредственной причиной решения Яцека и Чеслава присоединиться к доминиканцам стали чрезвычайные события, свидетелями которых стали оба мужа. В монастыре св. Сабины в Риме видели св. Доминика, который во время Святой Мессы воспрянул в экстазе. В этот же день св. Доминик воскресил Наполеона, племянника кардинала Стефана, что громко отозвалось в Риме. У Яцека и Чеслава был только шестимесячный испытательный срок, после чего они приняли обет в руках св. Доминика. Осенью того же года (1219 г.) Доминик отправил обоих поляков в Болонью. Они ходили на подаянии хлеба, как это было принято в то время, а не на лошадях, как когда они приехали в Рим в свите епископа Ивонны. В то время Болонья была местом расположения главного и крупнейшего монастыря Ордена проповедников. Они пробыли там год, воспитывая себя духовно и морально в соблюдении законов Ордена. По мнению некоторых писателей, только сейчас, в 1220 или даже в 1221 г, Яцек и Чеслав дали свои обеты, а не в 1219 г. В мае 1221 г. они приняли участие в Генеральном капитуле Ордена, в котором были созданы пять провинций.
В 1221 г. Доминик или его первый преемник бл. Иордан Саксонский отправил группу из 4 братьев в Польшу. Павел Венгра был назначен провинциалом. Поскольку ему пришлось временно остаться в Болонье, он назначил Яцека руководителем экспедиции. Итак, Яцек, Чеслав, Герман и Хенрик Моравянин отправились в Польшу пешком. Яцек по обычаю нес с собой копию папской буллы, рекомендующей новый приказ епископам. Через некоторое время за ними последовал Павел Венгер. По дороге Яцек и его товарищи остановились у монастырей и домов священников. В городке Фризак на границе Штирии и Каринтии они долгое время оставались с регулярными канониками. Несколько членов этого ордена присоединились к новой религиозной семье св. Доминика. Поэтому Яцек оставил во Фризаке одного из священников и брата Германа Немецкого вместе с новыми кандидатами, а сам отправился в Лорх близ Линца в Австрии. Оттуда он отправился в чешскую Прагу. Пражский епископ очень тепло их встретил и попросил остаться здесь. Поскольку конкретных предложений еще не было, Яцек и его товарищи продолжили путь в Краков. Путешествие Яцека со своими товарищами из Болоньи в Краков длилось несколько месяцев. Это доказывает, что у Яцека еще не было конкретного плана действий. Св. Доминик поручил ему изучить возможности приобретения новых членов и создания новых институтов на этом пути. Сначала это сделал Яцек во Фризаке, а через несколько лет духовные сыновья св. Доминик также основывают монастырь в Праге и Вроцлаве.
Осенью 1221 г. (6 августа этого года скончался св. Доминик, и бл. Иордан Саксонский был избран его преемником) Яцек и его соратники оказались в Кракове. 1 ноября первых сыновей св. Доминика торжественно принял епископ Ивон. Первоначально они поселились на Вавеле, при епископском дворе. 25 марта 1222 г. скромные постройки у костела Святой Троицы были готовы. Туда официально переехали и доминиканцы. Яцек немедленно приступил к строительству монастыря и костела. Предыдущий костел был деревянным и слишком маленьким. В 1227 г. все было готово. Все расходы полностью взял на себя епископ Ивон. Освящение нового костела осуществил папский легат кардинал Гжегож Кресценцьюш. В 1227 г. епископ Ивон совершил торжественный акт передачи фундамента. Этот документ благополучно сохранился до наших времен. Когда епископ Ивон умер два года спустя (1229 г.) во время поездки в Италию, доминиканцы из благодарности привезли его тело в Польшу и поместили в своем костеле в Кракове. Епископ пользовался таким большим почитанием, что ему поклонялись как благословенному до указа Папы Урбана VIII (1634 г.), запрещающего поклонение лицам, не получившим официального одобрения Святейшего Престола. Епископ Ивон очень почитал св. Доминика, и сам собирались присоединиться к доминиканцам Кракова. Он даже запросил согласия папы Гонория III († 1227). Однако при известии об этом в Польше вспыхнули протесты, и Папа отозвал свое согласие. Сохранились письма папы от декабря 1223 г., адресованные епископу Вроцлава и краковскому капитулу, в письмах папа объясняет, почему он сначала дал свое согласие, а теперь отзывает его.
В 1225 г. Герард был назначен настоятелем в Кракове. Теодорих, после Павла Венгера, в то время был польско-венгерским провинциалом. Возможно, Яцек в то время уже был в Померании, где развивал активную деятельность в Гданьске и его окрестностях. Орден пользовался невероятной популярностью. В его ряды стекались многие выдающиеся личности. Итак, за очень короткое время стали множиться и монастыри. Еще в 1226 г. была образована отдельная польская провинция. Его первым руководителем был бывший студент Парижского университета Жерар. На первом губернском капитуле было решено отправить доминиканцев в Прагу, Вроцлав, Камень-Поморский, Гданьск и Сандомир. Тот факт, что капитул одобрил основание монастырей в Гданьске и Камень-Поморском, возможно, произошел благодаря Яцеку. Бл. Чеслав, который в том же году основал здесь монастырь, а в 1230 г. – в Илаве. В 1226 г. бл. Чеслав основал конгресс во Вроцлаве. В 1228 г. Яцек был избран делегатом генерального капитула в провинциальном капитуле. Поэтому он отправился в путешествие в компании настоятеля Сандомирского монастыря Марцина и провинциала Жерара. Орден проходил в Париже. Избрание Яцека депутатом от провинции показывает, что в то время он пользовался большим авторитетом. При парижском капитуле 6 монастырей были выделены в отдельную польскую провинцию. Ей принадлежали дома в Кракове, Гданьске, Камень-Поморском, Сандомире, Праге и Вроцлаве. Число польских доминиканцев тогда составляло около 50.
В 1233–1236 годах главой польского воеводства был бл. Чеслав. В то время Яцек создавал доминиканские посты в Померании. Польская провинция, окончательно утвержденная на генеральном капитуле в 1228 г. как двенадцатая по счету, пережила настоящий расцвет. В Померании доминиканцев любезно принял князь Свентополк. Монастыри были основаны в Гданьске и Камен-Поморском (после 1225 г.), в Хелме и Плоцке (1233 г.), в Эльблонге (1236 г.), затем в Торуни и даже в Риге, Дерпте и Крулевце.
Яцек назначил своего ученика Бенедикта настоятелем поморских монастырей, а Вита – литовскими монастырями. Оба они пользовались славой блаженных до вышеупомянутого указа Папы Урбана VIII (1634 г.). Верный своим догматам евангелизации, сразу после генерального капитула Яцек отправился в православную Малороссию, где основал монастырь в Киеве (после 1228 г.). Эта миссия, должно быть, сулила большие надежды, поскольку с того времени у нас есть целых пять папских булл. Однако в 1233 г. киевский князь, подстрекаемый православными князьями, на некоторое время ликвидировал киевское пространство. Большой популярностью пользовался форпост доминиканцев в подмосковном Суздальском княжестве и в Галиче, где Яцек также основал женский монастырь (1238 г.). Согласно доминиканской традиции, тремя годами ранее в Пшемысле был основан доминиканский центр (1235 г.).
После Кракова, Гданьска и Киева настала очередь Пруссии. Систематическая работа по обращению пруссов была начата цистерцианцами из Чекно в 1206 г. Их миссионерские усилия приносили плоды. Однако со временем выяснилось, что пруссаки сильнее. Конрад Мазовецкий привез тевтонских рыцарей в Польшу в 1226 г. Прибыв в Мазовию, они обратились к генералу ордена проповедников бл. Иордания, для священников, как для их собственного служения, так и для выполнения миссий. По приказу генерала тевтонским рыцарям с радостью помогли доминиканцы из монастырей в Гданьске, Хелмно и Плоцке. Яцек, который не мог предвидеть извращенных планов тевтонских рыцарей, захвативших для себя районы, очищенные от язычества, принял активное участие в этой миссионерской акции. 2 октября 1233 г. в Квидзыне состоялся съезд, на котором присутствовали лидеры тевтонских рыцарей Генрих Бродаты, Конрад Мазовецкий, архиепископ Гнезненский, Пелка и бл. Чеслав – тогдашний польский провинциал. Яцек также присутствовал на этой встрече. Там обсуждался план преобразования Пруссии. Собственническая политика тевтонских рыцарей, вероятно, отговорила Яцека от дальнейшего участия в миссионерской деятельности в Пруссии.
О большом влиянии доминиканцев того времени свидетельствует тот факт, что из четырех епископств, учрежденных на территории Пруссии в XIII веке, три находились в руках доминиканцев: бывший польский провинциал Генрих Лейпцигский (1245 г.), Помесанская епархия (Квидзын) стала епископом Хелмна была отдана доминиканцу Эрнесту (1249 г.), а Тевард (1251 г.) стал епископом Самбии (в Крулевце). Ученик Яцека, Вит Литовский князь Миндаугас крестился и получил королевскую корону от папы Иннокентия IV (1253 г.). В то же время русинский князь Даниил присоединился к унии с Римским костелом и был коронован тем же папой (1253 г.). Ранее, в 1248 г, другие ученики Яцека были рукоположены в епископы: Генрих для ятвягов, Бернард для Галича и Герард для остальной Малороссии. Были попытки создать постоянное епископство в Лукове для обращения языческого Ядувингова. Наконец, еще один ученик Яцека, Мейнард, был назначен епископом Латвии. Все эти епископы пользовались славой блаженных. К сожалению, прекрасное дело на Руси было уничтожено татарским нашествием. В 1241 г. их жертвами стали монастыри в Галиче и Киеве. Литва была плохо настроена против христианства со стороны собственнического и безжалостного Тевтонского ордена, поэтому она отпала от костела. То же произошло и с ятвянами. Тевтонские рыцари уничтожили пруссаков до такой степени, что осталось только их имя.
Согласно списку чудес, оставленному биографом Яцека – доминиканским лектором, отцом Станиславом – выясняется, что с 1240 г. Яцек жил в Краковской конвенции. Причиной прекращения столь обширных и динамичных действий могло быть сопротивление православных русинских князей, вторжение татар в Малороссию и собственническая политика тевтонских рыцарей, парализовавших все миссионерские усилия польских доминиканцев. Сохранились два документа 1236 и 1238 гг, на которых стоит подпись Яцека. Они предоставляют тевтонским рыцарям привилегии в отношении прусских земель. Яцек появляется в них как свидетель. Это доказывает, что в то время он занимал какую-то должность, что потребовало его подписи. Однако вскоре Яцек разочаровался в рыцарском ордене. Как праведный сын св. Доминика не мог понять, что миссионерская идея может быть настолько искажена.
Лектор Станислав сообщает, что Яцек скончался в Кракове в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1257 г. после продолжительной болезни. Возможно, тяжелые миссионерские поездки, очень примитивные и утомительные в тех условиях, разрушили его тело. В то время количество доминиканских монастырей достигло 30, в том числе количество женских монастырей, то есть полных, канонических монастырей, до 20: в Польше, Пруссии и Померании их было 12, в Богемии и Моравии – 8 и 10 монастырей – в Силезии. Количество монахов оценивалось в 300-400 человек. Чешская провинция не выделялась из польской до 1311 г.
Яцеку пришлось оставить своим братьям образец необычайной святости и монашеского обряда, так как с самого начала его могила почиталась с большим почтением, и он пользовался необычайной благосклонностью. В записях монастыря в Кракове от 1277 г мы читаем следующий фрагмент: «Брат Яцек лежит в монастыре в Кракове, он имеет власть воскрешать мертвых». Также были начаты попытки канонизации, о чем свидетельствует факт ведения книги чудес. В этой книге, хранившейся у могилы Яцека в 1257–1290 гг, зарегистрировано более 35 чрезвычайных происшествий. Однако татарские нашествия, а затем борьба за краковский престол и последующие события означали, что только в XV веке усилия в Риме были возобновлены. В результате этих действий Папа Климент VII разрешил празднование упоминания св. Яцека в польской провинции. Дальнейшие интенсивные усилия при поддержке польских королей Стефана Батория и Зигмунта III принесли свои плоды. 17 апреля 1594 г. папа Климент VIII торжественно сделал Яцека святым. Яцек был седьмым доминиканским святым среди святых и пятым поляком, возведенным на алтарь. Мощи св. Яцека покоятся в отдельной часовне в костеле Святой Троицы в Кракове, в великолепной гробнице. Когда в 1612 г. была основана Доминикано-Русинская провинция, она получила покровителем Св. Яцека, которого почитают не только в Польше (особенно в Кракове и Силезии), но и во всей Европе, а также в Северной и Южной Америке и Азии.
По традиции, Яцек Одровонж не признавал никаких религиозных достоинств. Он сосредоточился на важных целях Доминиканского ордена в Польше. Его жизнь была полна благоговения перед Богородицей. Легенда гласит, что, когда ему пришлось покинуть город во время татарского нашествия на Киев, он взял с собой Священное Причастие, чтобы защитить себя. Тогда Богородица сказала с большой каменной статуи: «Яцек, ты возьмешь Сына, а Мать оставишь?» «Как мне взять тебя, Богородица, когда твоя фигура такая тяжелая?» Однако по команде с небес, когда он запечатлел фигуру, она оказалась очень легкой. В Доминиканском костеле в Кракове показывают большую каменную статую под названием «Богоматерь Яцека».
ILG