– Кто был самым близким другом Иоанна Павла II?
– У него их было много. Любой, кто лучше знал Папу, мог сказать это о себе. Из Поляков к самым близким друзьям я бы зачислил о. Тадеуша Стичня, кардинала Мариана Яворского, кардинала Станислава Надя. Можно также говорить о тесной дружбе в отношении кардинала Анджея Дескура. Они знали друг друга очень давно. Святой Отец приглашал его на обед каждое воскресенье. Кардинал Дескур говорил прямо, безпосредственно. Он шутил. Однажды, за столом, он внезапно обнаружил, что как в Колизее!
– Как Колизей?
– Мы тоже были удивлены и посмотрели друг на друга. Через некоторое время кардинал объяснил: «Просто развалины! Это из-за возраста!. Папа улыбнулся, и кардинал продолжил: «К сожалению, когда такой же старый, как я, умрешь за Римскую Курию. Никто больше не интересуется человеком!».
– Папа это как-то прокомментировал?
– Нет. Он знал, что кардинал Дескур высмеивает себя. Однако с приходом кардинала Яворского о. Стычеень, или кардинал Надь, началась дискуссия по философским и научным вопросам. Очень сложно. Но также о ситуации в Костеле и в стране. Кардинал Надь много рассказывал о Польше и о политических вопросах. Резко, прямо, однозначно.
– Часто ли Папа общался с друзьями и вне встреч в Ватикане?
– Так часто, как возможно. Он отправлял им письма и звонил им не раз. Помню, в канун Рождества, 24 декабря 1996 года, во время ужина мы включили TVP Polonia. Полночная Святая Месса, которую совершил кардинал Яворский, транслировалась из собора во Львове. Смотрели более длинный фрагмент. Позже Святейший Отец говорит: «Может, Мариану позвоним?» Я соединил Папу. Он поздравил кардиналу, сказав, что мы смотрели его по телевизору. Маленький, но красивый жест.
Секретарь двух пап – интервью с о. архиепп. Мечиславом Мокшицким.
Литературное издательство.