«Кто сомневается в святости Кароля Войтылы, а среди них есть и горстка католиков, тот не знает, что говорит». Кардинал Руини не сомневается в том, что нет никаких оснований ставить под сомнение святость Папы, а он был одним из ближайших соратников Иоанна Павла II.
С 1991 по 2008 год он был папским викарием Римской епархии, много лет председательствовал в итальянском епископате и почти 30 лет считался одной из самых влиятельных фигур Костела в Италии. Хотя ему было 89 лет, он оставался чрезвычайно пристальным наблюдателем костельной и политической жизни в Италии, и в мире. В последнем номере формирующей общественное мнение итальянской газеты Il Foglio было опубликовано интервью с кардиналом, которое должно стать ответом кард. Руини о нападении на Иоанна Павла II.
В начале интервью Маттео Мацуцци, ватиканист Il Foglio, попросил кардинала прокомментировать статью в New York Times, в которой утверждается, что Иоанн Павел II слишком поспешно стал святым. В ответ кардинал Руини вспомнил момент смерти Папы и его похороны, которые, по словам кардинала, были «апогеем католического костела, в котором трудно не заметить руку Бога», и крики людей «Santo Subito» (Святой немедленно).
Он также сообщил, что после похорон карда. Томко взял на себя инициативу собрать подписи кардиналов, которые собирались просить будущего Папу освободить от пятилетнего периода ожидания перед началом процесса беатификации. «Было собрано более восьмидесяти подписей кардиналов, и Томко вручил мне прошение как кардинального викария (процессы беатификации и канонизации пап происходят в Римской епархии, из которых папы являются епископами – прим. W.R.)». – вспоминает кард. Руини, и добавил: «На первой аудиенции, которую дал мне Бенедикт XVI, я представил ее прошение, и новый Папа немедленно согласился. В остальном процесс беатификации, а затем и канонизации, проходил с абсолютной регулярностью, по всем нормам ».
Кардинал объяснил тот факт, что скорость процессов беатификации и канонизации во многом зависит от признания чудес, требуемых правилами, и в случае Иоанна Павла чудеса были: «И какие чудеса!» Кроме того, кард. Руини подчеркнул факт широко распространенного во всем мире культа Св. Иоанн Павел II, также у его захоронения в базилике св. Петра.
Журналист попросил кардинала, чтобы ответил всем, кто сомневается в «святости» Иоанна Павла II. «Находясь в тесном контакте с Иоанном Павлом II в течение почти двадцати лет, я постепенно убедился, что имею дело с великим святым, но также и с великим человеком. Интенсивность его молитвы поразила меня с самого начала – он немедленно и полностью погружался в молитву, когда позволяли обстоятельства, и ничто из происходящего вокруг него не отвлекало его.
Вторым «элементом» святости Папы была его замечательная способность прощать. «Мне часто приходилось выражать ему критику, даже очень решительно, линии его понтификата и его самого. Папа реагировал, пытаясь понять их и в какой-то мере оправдать эти возражения. Он никогда не рассматривал гипотезу возмездия. Затем итальянский кардинал упомянул черту характера Папы, о которой редко упоминают: «Иоанн Павел II был полностью оторван от земных благ, и о его личных вещах заботились другие из любви к нему. С другой стороны, он сам очень стремился помочь бедным, начиная с «голодных народов», например, жителей Сахеля »(22 февраля 1984 г. Иоанн Павел II создал Фонд Сахеля, целью которого было помочь жителям этой части Африки, особенно подверженным риску засухи – прим. W.R. ).
Подводя итог утверждениям о святости Иоанна Павла II, кард. Руини твердо произнес эти слова: «Тот, кто сомневается в его святости, ослеплен предрассудками и не знает, что он говорит. Особенно жаль, когда католики занимают такую позицию ».
Вторая часть интервью посвящена спекуляциям вокруг недавно опубликованного Рапорта косательно Маккэррика. Журналист спросил кардинала, верны ли утверждения о том, что Папа слишком поверхностно относился к руководству Римской курии и назначению епископов. В ответ Руини объяснил, что «Иоанн Павел II тщательно выбирал своих ближайших соратников и оказывал им большое доверие, он не был тем, кто хотел сосредоточить власть в своих руках. (…) В то же время у него было очень сильное чувство собственной ответственности и миссии, что также включало правительственное измерение.
Когда дело дошло до принятия важных решений, которыми, безусловно, являются назначения епископов, особенно важных епархий, он уделил этому больше времени, и посвящал это время на молитву и размышления. Я не буду входить в вопрос номинации Маккэррик, потому что я не знаю ее, и не принимал в ней участия, поскольку это выходило за рамки моих обязанностей по отношению к Римской епархии и Итальянскому Костелу.
Однако я могу сказать, что обвинение Иоанна Павла II в поверхностности ложно и глубоко несправедливо – ничто в его способе существования и действиях не было поверхностным ».
В интервью также затронули роль кардинала Станислава Дзивиша, личного секретарь Иоанна Павла II, которого многие обвиняют в слишком большом влиянии на решения Папы, начиная с назначения Маккэррика архиепископом Вашингтона. Кардинал подчеркнул, что «don Stanislao», как его все называли в Ватикане, «настоящий священник, полностью преданный своему служению», «был полностью верен Иоанну Павлу II», поэтому «Папа очень ему доверял, считая его не без оснований за ценную и всегда лояльную помощь ».
Кардинал Руини процитировал эпизод с января 2005 года, в котором Папа твердл выступил против «don Stanislao». «Влияние о. Станислава, даже в последний период понтификата Иоанна Павла II, не был в состоянии поменять роль – тот, кто принимал решения – был папа, и сам «don Stanislao» никогда не хотел, чтобы все было иначе ».
Кардинал Руини также отвергает тезис о том, что Иоанн Павел II был «напуган» экспансией и сильной позицией Маккэррика. « Рассуждение, что Маккэррик, и даже люди гораздо более важные, чем он, могли запугать Иоанна Павла II, просто смешно. Его фраза, произнесенная в начале понтификата «Не бойся», оставалась популярной, и Иоанн Павел II лично никого в мире не боялся. Во многих обстоятельствах я мог видеть, что мужество, как физическое, так и моральное, было для него естественным.
Отсутствие страха и запугивания шло рука об руку с большим вниманием и уважением ко всем, в том числе к самым скромным людям, а тем более к епископам – вот почему Иоанн Павел II с большим благоразумием принял обвинения против людей ».
В нынешних дискуссиях о миссии Иоанна Павла II и его святости, в которых говорят люди, не знавшие и не имевшие никакого отношения к Папе, стоит прислушаться к голосу истинных свидетелей его деятельности и жизни, а это, несомненно, кард. Камилло Руини.
Владимир Рендех [Włodzimierz Rędzioch]
Перевод: Виолетта Хвецкович