«Иисус отождествляет себя не только с царем-пастырем, но и с заблудшей овцой, то есть с самыми маленькими и нуждающимися братьями», – сказал Папа, размышляя перед молитвой Ангел Господень, имея в виду сегодняшнее празднование Иисуса Христа Царя Вселенной. Франциск подчеркивал важность Божьего суда, а не учета совершенных грехов. По его мнению, нас будут судить в первую очередь по любви, не по эмоциональной, а по актам милосердия по отношению к другим.
Торжество Иисуса Христа Царя Вселенной, завершает литургический год. Спаситель – это Альфа и Омега, начало и завершение истории, – напомнил Святой Отец. Сегодняшняя литургия посвящена «омеге», понимаемой как конечная цель истории. «Тот, кого они собираются осудить, на самом деле является Верховным судьей». Папа подчеркнул, что парадокс христианства состоит в том, что Судья – не устрашающий король, а пастырь, полный кротости и милосердия.
«Иисус в притче о страшном суде использует образ пастыря, используя образы пророка Иезекииля, который говорил о Боге, обращающемся к народу против злых пастырей Израиля (ср. 34: 1-10)», – сказал Папа. – Это были жестокие эксплуататоры, которые предпочитали пасти себя, а не своих овец; поэтому Сам Бог обещает лично заботиться о своей пастве, защищая ее от несправедливости и злоупотреблений. Это обещание, данное Богом своему народу, полностью исполнилось в Иисусе Христе. Он добрый пастырь, который говорит о себе: «Я пастырь добрый» (Иоанна 10:11, 14).
Святой Отец подчеркнул, что Иисус открывается нам не только как царь-пастырь, но отождествляет себя прежде всего с заблудшей овцой, то есть с самыми нуждающимися братьями. Таким образом, он показывает нам критерий суждения: оно будет вынесено на основе любви, проявленной или отвергнутой к ближнему, потому что «сам судья присутствует в каждом из них»:
«Тогда Господь будет судить свое стадо в конце мира, и он будет делать это не только как пастырь, но и с точки зрения тех овец, с которыми он отождествил себя. И он нас спросит: «Был ли ты пастырем немного таким же, как и я?» Меня будут судить по тому, как я подошел к своему соседу, как я посмотрел на него. Иисус присутствует в нуждающихся. Это логика любви; Я не говорю этого, но Сам Иисус говорит это. «То, что ты сделал для того или иного, ты сделал для Меня. И то, что ты не сделал для того или другого, ты не сделал для меня, потому что я был там ». Пусть Иисус научит нас этой логике, этой логике близости, подхода к Нему с любовью в самом страдающем человеке».
Vatican News
Перевод: Виолетта Хвецкович