Новый Костел, который Иоанн Павел II начал формировать

Он был верен Традиции – да, конечно. Но в то же время, он был открыт для диалога с новыми теологическими течениями и для конструктивного противостояния – как это подтверждается в энциклике Fides et Ratio – между верой и разумом. Он также не отступил от проблем, связанных с постмодернистским обществом, с его сложной природой и плюрализмом. Он пытался исправить свои недостатки и слабости изнутри. С другой стороны, в качестве надежного признака открытости, он принял новый язык – и, как он это сделал, выступая в Европейском парламенте в Страсбурге в октябре 1989 г., раз и навсегда закрыл возможность возврата к «искушению интегрализма».

Если для поддержания чистоты веры или для определения определенных вопросов, связанных с Традицией и дисциплиной Костела, ему приходилось принимать решения, которые иногда довались негативно – как в случае с Хансом Кюнгом – он всегда делал это в соответствии с Конгрегацией Доктрины Веры и непосредственно заинтересованным епископатом.

– И все же даже сегодня говорят о понтификате, характеризующемся большой доктринальной жесткостью …

– Жесткость? Ну не думаю!

Даже если был призыв к порядку, даже если были осуждения – а они были – эти решения должны быть помещены в контекст жизни Костела в то время, когда они были приняты. Тем более, что их следует сравнивать с таким количеством «поворотов», записанных этим понтификатом, и которые не всегда происходили в различных костельных средах. Рассмотрим, например, новый Костел, который Иоанн Павел II начал формировать, чтобы жить им, можно сказать, в первую очередь, выполняя свое служение.

Именно он, папа Войтыла, решительно подорвал то, что ранее критиковал как «бывшую клерикальную односторонность». Именно он продвигал и руководил преобразованием преимущественно иерархического, институционального и клерикального Костела в Костел, который нашел бы больше места для харизматических, общинных и связанных с ними аспектов жизни и миссии мирян-христиан. То есть Костел, в котором все крещеные – весь народ Божий – могли обрести настоящее, конкретное и, наконец, равное достоинство.

С согласия О. Кард. Станислава Дзивиша – «На стороне Святого»

Издательство Св. Станислава BM. Краков 2013 г.

Перевод: Виолетта Хвецкович