Когда Собор начал свою работу 11 октября 1962 года, Кароль Войтыла занимал одно из последних мест в зале. Несколькими месяцами ранее, он был избран капитульным викарием и временным администратором Краковской архиепархии. Он также оставался вспомогательным епископом. Именно поэтому, он находился в глубине, неподалеку входа в Базилику Святого Петра, но также, оттуда было хорошо видно и слышно. Кроме того, во время первой сессии выступлений, он хотел слушать и учиться.
С самого начала молодой епископ не скрывал своего энтузиазма по поводу инициативы Иоанна XXIII. Он не боялся нового. Кароль Войтыла был убежден в необходимости по-другому взглянуть на проблемы, особенно экуменизма, обновления литургии, а также более активного участия мирян в жизни Костела. Он придавал большое значение последнему вопросу, поскольку на его воспитание в вере, особенно повлияли два мирянина, отец, а также катехизатор – Ян Тирановский. Он считал, что роль священника по отношению к мирянам является служебной, и что миряне вместе со священниками образуют Костел Христа.
Начиная с 11 октября 1962 года, Собор должен был быть непрерывной лекцией в углублении веры и решении пастырских проблем. Епископ Войтыла желал, чтобы вся епархия жила духом соборных дел, поэтому он поддерживал связь со священниками и семинаристами. Он пытался вызвать интерес у людей культуры и науки. Он информировал о поднятых вопросах и содержании документов. Благодаря этому мы жили в Кракове тем, что происходило в Риме. В то же время Собор, являлся для него возможностью непрерывного обмена пастырским и социальным опытом, познанием новых направлений теологической мысли и поводом для встречи с выдающимися учеными и экспертами.
С согласия о. кардинала Станислава Дзивиша – «Свидетельство».
Издательство ТBА маркетинговые коммуникации. Варшава 2007 год.
Перевод: Виолетта Хвецкович