Святому Отцу было важно провести Рождество в семейном кругу. Сочельник проходил в более широком окружении: Святой Отец, секретари, сестры, которые работали на кухне. Он также всегда приглашал кардинала Дескура вместе с его сестрами, отца профессора Тадеуша Стыченя, кого-нибудь из Краковской диецезии, епископа Станислава Рылко, или другого священника, работающего в Риме. Иногда это был епископ Юзеф Ковальчик, позже архиепископ Хенрик Новацкий. Приезжала также одна семья из Кракова, из так называемой, Краковской среды Кароля Войтылы – близкие друзья, еще со времен спусков на байдарках. Они приезжали без детей. А затем, уже непосредственно в праздники, иногда доезжали другие супружеские пары, две или три. Сочельник начинался около 18.00 или 19.00. Начинался традиционно, на польский манер, сначала читался отрывок из Священного Писания. Святой Отец обращался к нам с короткими пожеланиями. Потом было пение колядок и ужин.
– Давайте начнем с самого начала. На небе загорается первая звезда…
– Обычно около 18.00 Святой Отец подходил к окну и зажигал свечу – так же как и в 1981. И делал так затем уже каждый год, вплоть до своей кончины. Это был его символ единения с Поляками – уже в свободное время – со всеми теми, кому просто нужна была его молитва, его поддержка.
– Святой Отец скучал по польским праздникам? Польскому сочельнику?
– Конечно, скучал. Но мы делали все, чтобы у него в Ватикане был такой сочельник. Отсюда и гости из Польши, самые близкие Святому Отцу. В своей комнате – спальне или кабинете – у него всегда была живая елка, которую специально привозили из Закопаного. Украшали ее сестры. Святой Отец и сам с большим удовольствием украсил бы елку, но у него не было на это времени. Он любил на нее смотреть. К тому же она источала невероятный аромат. Были еще елки в столовой и на коридоре.
– И вертеп тоже был?
– Должен был быть. Святой Отец любил вертепы. Каждый год специально для него работники Ватикана сооружали вертеп. Он располагался на коридоре. Был очень красивым и непохожим на предыдущий. Они всегда придумывали что-то новое, что нравилось Святому Отцу.
С согласия архиепископа Мечислава Мокшицкого – „Больше всего он любил вторники”
Издательство M, Краков 2008 г.
Перевод: Татьяна Лахмицкая